резные деревянные крестики

14.01.2012

 
   
история резьбы по дереву мастера-резчики галерея резных работ: иконы, миниатюры, поделки, роспись гостевая книга Отправить письмо мастерам На главную страницу

О резьбе по дереву

О резьбе по дереву на сегодняшний день издано довольно много литературы самого разного качества, хорошей и не очень, с иллюстрациями и без оных. Традиция резьбы в России очень древняя и бытует в самом различном виде. Архитектурные украшения и парковая скульптура, резная мебель и разные резные мелочи вроде шкатулок, солонок, кухонных досок, хлебниц, игрушек и ювелирных украшений - вот самый скромный перечень применения резьбы. Особняком в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, аналои киоты, дарохранительницы. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее, обыденное представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано и издано очень много: книги, альбомы, специальные публикации, научные и популярные статьи регулярно появляются в периодике, А также просто огромно количество полиграфических репродукций писаных икон, вплоть до календариков.

О резной же традиции пока только одна книга заслуживает внимания - "Деревянная русская скульптура", Москва, Изобразительное искусство, 1994г., составители: Померанцев и Масленицын. Найти книгу непросто, известна она немногим: в основном профессионала и редким любителям этого древнего вида творчества. Между тем, читаем в статье "резьба" "Толкового словаря живого великорусского языка" В.Даля, т.4.: "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости". Далее, "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева". Тут же, особо, "резчик иконописный", т.е. режущий иконы. Хотелось бы остановиться на толковании слова "узорочье", не просто так оно использовано великим знатоком языка прилагательным к слову "резьба". Узорочье - "дорогие, узорные, разукрашенные вещи всякого рода; диво, редкость, драгоценность".

В музеях России хранятся уникальные резные произведения. Некоторые стоит отметить особо. В Новгороде, в историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике представлен резной деревянный Людогощинский крест, датируемый 1359г. Резан мастером Яковом Федосовым по заказу жителей Людогощей улицы для храма Флора и Лавра. Даже конфигурация креста в высшей степени узорчата. На фоне нерегулярно-спиралевидного орнамента в круглых клеймах изображены: Распятие (в центре), "Чудо Георгия о змие", "Чудо Фёдора Тирона" и различные святые. Из Новгорода же происходит замечательная икона "Чудо Георгия о змие", хранящаяся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Она датируется началом XVIв., имеет скромные размеры (29х22,4х1,8 см.). На иконе, кроме Георгия, изображены и другие почитаемые на Руси святые - Никола, Афанасий, Власий, Флор и Лавр. Надписи на иконе рельефные, что говорит о высокой квалификации резчика, и высокой технологии изготовления инструмента. В отличие от Людогощинского креста, эта икона раскрашена по резьбе темперой (возможно позднее). В коллекции Ульяновского областного художественного музея хранятся скульптурные распятия и изображения святых и ангелов из симбирских храмов. Недавно (в 2004 году) нам довелось реставрировать резную кипарисовую икону, предположительно XIXв., с очень редким сюжетом - "Успение Евангелиста и Апостола Иоанна Богослова". Такое, нечасто встречающееся изображение, в резном исполнении могло появиться только при самом широком распространении резной традиции. Характерной особенностью этой иконы является выбранный фон. В сызранском музее хранятся две подобные иконы. Из своего многолетнего опыта резьбы (с 1995г.) мы знаем, что изготовить икону выбранным (насквозь выпиленным) фоном, гораздо проще, чем вырезать цельную из массива. Удаление фона - следствие стремления к ускорению и удешевлению работы. А это свидетельство существования в то время большого спроса на резные иконы.

 

История вопроса

Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся замечательные образцы византийской резьбы: иконы, кресты, складни - датируемые временем ранней Византии. В частности, деревянная подставка для креста и фрагмент деревянного складня VIв. ("Византийское искусство", Ленинград, Аврора, 1997г.). Канон резного изображения сложился ещё в первые века христианства. Православие, как и всякая религия, оформившись в стройную систему, создало свой, собственный, зрительный ряд. "Если попросит не сведущий грамоте иноверец показать нашу веру. Сведи его в Храм Божий и поставь пред святыми изображениями. И узрит, буде не слеп, и красоту, и праведность, и правоту, и святость истиннаго Православия" (Иоанн Златоуст "Поучения"). Выражением идеи Православия в скульптуре стал рельеф (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре круглой). На Руси составили исключение изображения Параскевы Пятницы, культ которой сохранил очень многое от дохристианских времён, Николы Можайского, и святых воинов. И уж вовсе особняком стоят зырянские и алтайские кресты, отражающие восприятие Православия неславянскими народами России.

Обилие резьбового материала, высокий уровень металлургии, богатая и глубокая традиция собственной, славянской, резьбы способствовали быстрому распространению резной иконы на Руси. Не последним фактором была дороговизна писаных византийских икон, малое (по началу) количество своих, русских иконописцев. К тому же почитание именно резаных из дерева Божьих ликов было в крови у тогдашнего русского человека. Иконы были саамы разные: нательные образки, мощевики, складни, кресты брались собой на войну и в путешествия. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов из Успенского собора Кремля. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. В XVв. В Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Он создал ряд произведений из дерева и кости в красивейших сканых и гравированных окладах. Амвросий стал организатором целой школы резчиков и ювелиров. ("Загорский историко-художественный музей-заповедник", Московский рабочий, 1968г.).

Время и русская история не пощадили древнюю резьбу: усобицы, нашествия, бунты, просто пожары… Особо тяжким ударом (стоившим всех прочих вместе взятых) стал для резной традиции церковный раскол XVIIв., никоновщина, два с половиной столетия корчёвки и выжигания русской старины силами государства и церкви. С.В.Максимов, писатель, этнограф, знаток русской истории (1831-1901гг.) в своей книге "Крылатые слова" пишет: "В те строгие времена… энергически и решительно изгонялись из русских храмов этого вида и характера иконы. Значительное число их было свезено в Новгород и свалено под Софийскою звонницею. Какая судьба постигла их впоследствии, неизвестно. Значительную часть, конечно, сожгли. ("Крылатые слова", Н.Новгород, "Русский купец", 1996г.). К слову, в Болгарии и Румынии, где подобного варварства не случалось, резная традиция сохранилась во всей полноте, и хватает храмов, где резьбой исполнено не только обрамление иконостасов, но и все иконы. Тем не менее полностью уничтожить традицию русской резной иконы расколотворцам не удалось. Часть икон, свозимых в духовные консистории для уничтожения, выкупили у продажных чиновников старообрядцы. Так, не в первый и не в последний раз в российской истории, лютость государства умерялась подлостью его служителей. К XIX-му веку, не смотря ни на что, в России работало значительное число иконных резчиков и признанием их мастерства может служить то, что в самом начале XXв. Богородскому резчику И.Христачёву были заказаны иконы для московского храма Христа-Спасителя. Одна из них - "Благословление Преподобным Сергием Радонежским князя Димитрия на одоление Орды": сохранилась. ("Художник", 1992г., ном.7-12).

 

О резьбе

Чем же можно объяснить столь сильную и стойкую тягу к резной иконе православного человека? Думается, дело прежде всего в том, что именно рельеф передаёт мысль создателя без искажения. В отличие от писаных икон, менее стойких, а потому неизбежно реставрируемых (и "реставрируемых"), не исключающих при этом случайных, а часто и намеренных, искажений, резные рельефы, даже плохо сохранившиеся, позволяют увидеть то (и только то!), что заложено в них создателем. Руку мастера, его мысль с них не соскребёшь и отсебятиной не замажешь. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, сродственности, душевной близости и покоя. Работа иконного резчика требует строгой дисциплины ума и двигательного аппарата, развития пространственного воображения и аналитических способностей, чувства материала. Ошибка здесь не прощается и исправлению не поддаётся - один неверный рез губит всю предыдущую работу. Поэтому абсолютно необходимы чёткость мышления, безупречная координация движений, строгая поэтапность разработки, последовательность выполнения. С резвостью восторженного энтузиаста за это дело браться не стоит. Лучшие резные работы делаются с использованием всего огромного разнообразия технических приёмов резьбы, с проявлением выдумки и творческой фантазии. Работа с деревом - всегда труд над живой материей, взаимодействие с материалом очень разным по характеру и свойствам.

 

О работах

В своих работах мы стремимся воссоздать тип именно древнерусской резной деревянной иконы с присущим ей богатым узорочьем и тяготением к чёткому архитектурному членению. Выполняем небольшие иконы для домашнего иконостаса и миниатюры. Миниатюры - нательные образки представляют собой как бы окошки, в которых помещены изображения святых. Такая форма вытекает из назначения иконы - окна в иной мир и навеяна замечательным резным убранством окон старинных русских домов с их богатым резным обрамлением. В архитектурном построении икон мы отталкиваемся от русских и византийских каменных и немногих сохранившихся деревянных образцов. Но главным объектом изучения и анализа являются литые иконы.

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>