К сожалению, многие сегодня до сих пор не знают, как правильно креститься, несмотря на то, что всё больше людей стали вновь обращать свои взоры к Богу, ходить в православные церкви и монастыри, возвращаясь тем самым к вере.

При этом даже самые рьяные наследники советского нигилизма давно уже перестали отводить глаза, встречая верующих, которые, например, при посещении храма, перед, после или в ходе произнесения молитвы, в процессе богослужения и т.д. совершают определённый молитвенный жест, символизирующий собой изображение креста движением кисти руки. Это стало даже привычным и радует глаз. Однако, очень часто приходится наблюдать и другую картину, когда даже по-настоящему благочестивые индивиды крестятся совершенно неправильно. Одни используют для этого два пальца или даже один вместо трёх, другие опускают руки на шею вместо плеча и т.д. Эта проблема отнюдь не является поверхностной или легко разрешимой. Ведь для того, чтобы чётко ответить на вопрос о том, как правильно совершать крестное знамение православному человеку, нужно немного углубиться в историю и чётко уяснить для себя два основных момента: откуда возникла собственно сама традиция креститься и зачем люди делают это.

В этой связи, следует отметить, что существуют два основных подхода (богословский и исторический) применительно к аспекту трактовки истоков возникновения обряда осенять себя крестным знамением. Богословский подход, как правило, сводится к следующему: «Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого — диаволом».

В свою очередь, исторический анализ, помогающий истолковать природу крестного знамения, уводит нас в глубокое прошлое, ко времени третьего столетия, периоду жизни знаменитого церковного учителя из Карфагена Тертуллиана. При этом, речь тогда (в «Первоначальной Церкви») шла вовсе не о знакомом нам троеперстном знамении, которое возникло в православии уже сравнительно поздно, а об осенении крестом (причём, одним перстом) исключительно лба. Об этом говорили ещё древние церковные историки и сами представители церкви ( Созомен, святитель Григорий Двоеслов и др). Большинство современных исследователей также сходятся во мнении о том, что традиция наложения на лоб (или, как некоторые из них считают, лицо) креста возникла ещё во времена апостолов и их преемников, и немаловажную роль здесь сыграл иудаизм, где в рамках синагогального богослужения времён Христа существовал обряд, в ходе которого производилось начертание имени Божия (в виде определенного знака — первой и последней букв иудейского алфавита, «алеф» и «тав») на челе. Это читалось так: Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Однако, это значение было отринуто и забыто после освобождения Христианской Церкви от иудейского влияния, и основной акцент стал делаться именно на символике Креста Христова. А в дальнейшем (примерно, начиная с IV века) христиане перешли к практике осенения крестом всего своего тела, и появился известный сегодня, так называемый, «широкий крест», который вначале был единоперстным, а затем, в противовес учению монофизитов о единой природе во Христе, стал дву- и уже далее, в православии — трёхперстным.

Нужно также помнить, что, являясь одним из древнейших обрядов, наложение на себя креста одновременно представляется и одним из особо важных христианских обычаев. Ведь для истинно боголюбивых людей вопрос о том, зачем нужно креститься, не стоит вообще, ибо они крепко верят в силу крестного знамения, считая его малым священнодействием, в ходе которого христианин, производя начертание на своём теле знака (своего рода оттиска) Креста и призывая Имя Божие, гарантирует себе (или тому, кого он осеняет, например, своему ребенку или любимой девушке) непосредственно саму Божественную Благодать Святого Духа.

Неслучайно, в богословских текстах разного направления, например, в Житиях Святых нередко можно встретить тексты о том, как «бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста».

Таким образом, когда Вы осеняете себя крестным знамением и мысленно произносите слова молитвы («Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»), то Вы выражаете этим (причём, публично) Вашу веру в Святую Троицу и проявляете намерение жить, помогая людям, во имя Бога и его божественного сына, сошедшего ради нашего спасения с небес и погибшего ради нас. Более того, многие верующие склонны рассматривать крестное знамение в качестве не только части религиозного обряда, но и действенного («великого») оружия, обладающего, вслед за самим образом Креста, реальной духовной силой, дарующей победу над болезнями и даже смертью. Это может быть и своего рода просьбой верующего, а также жестом того, что он хочет избавиться от грехов и добиться божьей милости. Три сложенных вместе перста тем самым символизируют Пресвятую Троицу; понять же то, какое значение придаётся двум другим пальцам несколько сложнее, ибо в разное время оно могло быть неоднозначным. Так, если первоначально у греков им вообще не присваивалось никакого смысла, то позднее, уже на Руси, эти два пальца стали символизировать две природы или сущности: Божественную (Христа) и человеческую. Причём, во многом это было вызвано полемикой со старообрядцами, укорявшими никониян в том, что они «из креста Христова Христа упразднили» . В Румынской же церкви, в свою очередь, эти два пальца осмысливаются в качестве символов Адама и Евы, припадающих к Троице. Подобных примеров разного толкования одного и того же символа можно привести множество.

Отчасти объяснить непреходящую актуальность вопроса, касающегося правильного наложения на себя крестного знамения, можно было бы через осознание того, что этот обряд используется в нескольких христианских конфессиях (православии, католичестве, протестантстве). Основные различия, при этом, касаются преимущественно вариаций сложения пальцев (или, как принято говорить в богословии, «перстов», «перстосложений») и направлений движения руки. Так, например, католические священники, говоря о крестном знамении, обычно имеют в виду, прежде всего, произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), не придавая особого значения непосредственно аспекту сочетания перстов, но одновременно делают акцент на необходимости обмакивать кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Что же касается собственно православия, то и здесь всё не так однозначно. Дело в том, что до XIII века на греческом Востоке (Константинополе), а также, вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века, в Российской церкви в православии преобладало двоеперстие (также двуперстие), при котором средний палец слегка пригибался, символизируя Божественное снисхождение, а само крещение осуществлялось справа налево. Однако, в дальнейшем (осуждение в Русской Церкви на Соборах в 1660-е гг. и т.д.) двуперстие было вытеснено троеперстием. При этом, уже на Поместном Соборе РПЦ в 1971 года всем дониконовским русским обрядам, включая двоеперстное крестное знамение, была вновь возвращена легитимность. Всё это не могло ни вызвать трудностей и расхождений у верующих применительно к самому обряду.

Чтобы внести некоторую ясность, отметим, что в современном православии, тем не менее, общепризнанными являются два варианта перстосложений: собственно троеперстие, а также именословное, причём, если первый метод считается общераспространенным, то второй используется исключительно священниками (и архиереями) при благословении, когда они, складывая пальцы определенным образом, изображают инициалы имени Иисуса Христа в греко-византийском написании — буквы IC XC. Но, как это уже отмечалось, этот способ свойственен только узкому кругу самих служителей церкви.

Как правильно креститься православнымШирокая же масса верующих применяет именно тот вариант, когда рука со сложенными вместе тремя пальцами, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого. Вот, как нужно креститься правильно:

Вы соединяете пальцы правой руки следующим образом: три первых пальца (большой, указательный и средний) складываются вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаются к ладони.

Как правильно креститься православнымОсенять себя крестным знамением надо не торопясь, возлагая руку сначала на лоб (1), потом на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку, при этом можно делать поклон.

Следует принимать во внимание, что подобный подход вовсе не является случайным для православных, ибо именно так делается акцент на традиционном для христианства противопоставлении правой (рай — место для спасенных) и левой (ад — место для погибающих) сторон. Когда мы крестимся справа налево, подносим руку сначала к правому, затем к левому плечу, таким образом мы просим ввести нас в сонм спасенных и избавить от судьбы погибающих.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на явное преобладание в настоящее время троеперстия в православной церкви, нельзя однозначно утверждать и то, что использование двуперстия исключается полностью. Поэтому вопрос, как правильно креститься православным до сих пор является неоднозначным, конечно, преобладает троеперстие, но во многих отдалённых (особенно старообрядческих) деревнях до сих пор люди считают двуперстие единственно правильным вариантом.