икона происхождение

23.01.2012

Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с пророком говорить:
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс.113,9)"

преп.Серафим Саровский

Православная икона Украины
Главная
Галерея икон
Об иконе
Иконная лавка
Заказ иконы
Контакты
Авторизация
Монастыри и храмы УПЦ



Главная >> Об иконе >> Иконография >> Происхождение иконографии "Отечество"

Происхождение иконографии "Отечество"

Одна из главных проблем современного иконописания заключается в богословской неграмотности. Считается, что довольно будет знать технику (как правило по статьям мон. Иулиании (Соколовой)), а также "молиться и поститься..." Однако иконопись этим не ограничивается. Сейчас я хотел бы сосредоточиться на проблеме изображения Бога Отца вообще и на иконографическом изводе "Отечество" в частности.<br />

 

Происхождение иконографии В Третьяковской галерее имеется большая икона новгородской школы конца XIV века. На ней изображён Старец ("Ветхий Деньми"), держащий на руках Младенца, который, в свою очередь держит диск, содержащий голубя, символизирующего Святой Дух. Примечательность этого изображения в некотором противоречии - надписание иконы: "Отечь и Сын и Святый Дух"

Иконография эта не есть изобретение новгородских иконников XIV века, подобные изображения известны, как минимум с X века. Теперь рассмотрим сам первоисточник и его возможную трактовку в византийском богословии. (К сожалению, изображения оригинала у меня в настоящий момент нет, но есть кипрская фреска, несколько позднего происхождения, однако, написанная раньше новгородской иконы, которая полностью передаёт идею первоисточника).

Следует отметить, что извод, о котором мы говорим, не встречается в Византии на иконах, но только в виде стенописи или в рукописях. Это говорит о том, что данная тематика относится к т.н. дидактическим изображениям, которые являют нам не святого или событие, но иллюстрацию некоторой богословской концепции. В данном случае, нам видится, что это попытка символически показать тайну соединения двух природ Иисуса Христа - Божественной и Человеческой ("в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо." из ороса 4-го Вселенского Собора).

И так рассмотрим подробней эту фреску. Происхождение иконографии Центральное место занимает образ Старца в белых одеждах и с крестчатым нимбом. Несомненно, это не Бог Отец. Вторую заповедь ветхозаветного Моисея, суть которой состояла в запрете изображать невидимого Бога, христианская церковь никогда не отменяла. «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.»,- утверждает Евангелие от Иоанна (Ин. 1:18).

Иными словами, Бога-Отца изображать нельзя ни под каким видом, изображается только Воплощенный Бог-Сын, так как он был видим и следовательно описуем, «мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми" говорится в Деяниях 7-го вселенского Собора (Слово Иоанна Фессалоникийского). На это также обращает внимание св. Иоанн Дамаскин: "Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображали бы".

В книге пророка Даниила описывается следующее видение: «...поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь». (Дан. 7: 9.) Но если Ветхого Днями можно в принципе видеть, значит, Его можно изображать и Его изображали.

Согласно Святотеческому Преданию, образ Ветхого Денми однозначно трактуется, как образ Иисуса Христа. С этим созвучно и видение апостола Иоанна в Откровении: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;» (Откр.1:12-14). О том что это видение апостола Иоанна тождественно видению пророка Даниила говорят Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и др.

В середине росписи привычный нам образ Иисуса Христа - муж среднего возраста и тоже с крестчатым нимбом. Голубь же обозначает Присутствие Святого Духа , т.к. Богородица зачала Богомладенца наитием Св Духа. Во время Благовещения Дух сошел на неё и произошло непорочное зачатие уже БОГОЧЕЛОВЕКА.
Конечно, подобные дидактические изображения всегда балансируют на грани и часто трактуются не так, как задумывал автор. Что, собственно и произошло в данном конкретном случае.

И так, вернемся теперь к новгородской иконе. Надписанием «Отец, Сын и св. Дух» новгородский мастер превращает икону в изображение св. Троицы. Надписанием «IС ХС» новгородский иконописец пытается сохранить формальную верность византийскому образцу, но сам он уже понимает "Старца" как аллегорию невидимого Бога Отца. Аллегории такого рода были несвойственны восточному православию с его своеобразным «мистическим реализмом», но зато очень характерны для католического Запада.

Автор новгородской иконы «Отечество», несомненно, испытал определенное влияние католицизма, ввиду постоянного культурного обмена торгового Новгорода с Западной Европой. Наметившийся в новгородской иконе отрыв от восточно-православной традиции был первым шагом на пути дальнейшей трансформации этого иконографического типа, которая давно началась на западе и постепенно начала внедряться также и в православную иконографию.

Надо сказать, что это внедрение встретило на Руси длительное и упорное сопротивление, особенно со стороны интеллектуальной элиты. Но с учетом отсутствия систематического богословского образования, и соответственно с учетом упадка богословской мысли на поствизантийской Руси вообще, возобладала западная традиция. Далее, этот процесс только усугублялся. В более поздних русских иконах типа «Отечество» надписание «IС ХС» над Ветхим Деньми и крестчатый нимб исчезают, уже не оставляя у верующих сомнения, что Старец на престоле означает исключительно Бога Отца.
Происхождение иконографии

Это подготовило почву для внедрения другого варианта иконы «Отечество», так называемой «Троицы новозаветной», заимствованной целиком из католической традиции, где Сын изображен сидящим «одесную» Отца, а Дух Святой в виде голубя помещен между ними, (что более похоже на иллюстрацию Филиокве).

Таким образом мы проследили путь появления т. н. иконы «Троица Новозаветная» от несколько спорного византийского дидактичес

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>