православный фильм раскол

20.02.2012

Общество > Аналитические обозрения >  Культура > Литература, история. кинематограф > История Церкви >  Культура > Искусство > Кинематограф >  Культура > Литература, история. кинематограф >  Культура > Страницы истории

«Раскол» о расколе?

 

Доктор философских наук, декан факультета религиоведения, этнокультурологии и регионалистики  Российского православного университета св. Иоанна Богослова Вильям Шмидт — рассуждение о сериале «Раскол» и самом феномене раскола на Руси и в современной России, о русской культуре и истории.

Каждый видит свое

– Если кратко и прямо: фильм Вам понравился? Укладывается ли концепция фильма в Вашу историософскую концепцию причин и следствий произошедшего в России в середине 17-го  века раскола?

– Если кратко, интересная, масштабная, во всех смыслах впечатляющая работа. Потребность в художественной интерпретации главных событий, персоналий – творцов того великого века давно назрела и в культуре, и в общественном сознании, которое переживает себя прежде всего образами. Об этом мы неоднократно говорили и делали представителям кинематографического цеха предложения, которые, правда, оставались без внимания. И вот – событие, о котором, как стало известно, знали лишь в узких кругах, а потому оно – еще более значимо.

Не уверен, что возможно сравнивать концепцию фильма и историософскую концепцию как методологический инструмент, позволяющий удерживать как явления, так и процессы, как характеры, так и образы, в том числе и в отношении Руси XVII в. Разве лишь в той части, насколько художественными средствами достигается понуждение зрителя увидеть, прочувствовать метафизику эпохи в напряжении духовных, интеллектуальных сил, поступков главных героев и разворачивавшихся на этом фоне социокультурных и социально-политических конфликтов, способов и механизмов их разрешения, или наоборот.

В этой означенной части решение простое, а потому гениальное – жизнь эпохи разворачивается на экране в линейно-хронологическом порядке, а контексты – и смысловые, и символические как семиотические – задаются репликами и актерским мастерством. А далее – самое важное и главное – кто во всем этом, что и как видит, понимает и интерпретирует.

Вот на этом срезе и открывается, полагаю, суть вашего вопроса. Проиллюстрирую примером.

После того, как на российский экран вышел фильм О. Строуна «Александр», также началось его бурное обсуждение. В это время я стал свидетелем студенческой полемики. Кто-то утверждал, что фильм полный отстой, мол, «Ну что за батальные сцены, не могли даже больше коней согнать…»

Подумалось: а ведь фильм начинается мощнейшим тезисом Аристотеля о дружбе, верности и любви, созидающей города и возвышающей культуры до уровня цивилизации. Проявлению мощи этой идеи подчинен каждый фрагмент фильма и его конец – крах Империи, неспособной удержать монизм Любви, разодрав ее на частные формы, раскрывающиеся в образах все тех же учеников Аристотеля и друзей Александра, но не братьев ни первого, ни второго по духу.

«Александр был богом… (пауза) – Нет, вычеркни…» (и далее по тексту). Итак, на место Александра пришли все те, кто не являл Монизм, и потому не мог его удерживать, и потому не стало империи – не стало цивилизации – мира, а лишь осколки, погрязшие в войнах за наследство…

Как видите, одним фильм открыл Аристотеля и великий цивилизационный принцип, а другим – табун лошадей…

Итак, узнал ли я и увидел ли в фильме «Раскол» эпоху? – Да.

Помогает ли этот фильм решить, подсказать или намекнуть на решение проблем, о которых мы вопрошаем в отношении XVII века?

Для меня – нет, поскольку это не позволяет сделать, прежде всего, способ организации, структура картины как конкретного произведения искусства.

Вслед за авторами картины я «перелистывал» страницы эпохи Никона и, вслушиваясь в текст, пытался узнавать-привыкнуть к образам героев и понять, какие же материалы – источники и исследования – положены в основу сценария и какая историософско-интерпретационная модель. Мне это не удалось.

Почему? – Вопрос иного порядка.

«Не все плоды творчества – жизнь»

Какую цель, по Вашему мнению, ставили в качестве сверхзадачи создатели фильма? Удалось ли им достичь этой цели?

– Странно, что этот вопрос адресован мне, а не создателям фильма. Могу лишь попытаться на основе увиденного и понятого сказать, что получилось. И опять, если позволите, проведу параллели, которые помогут нам понять конфликт между авторскими задумками и фактом события.

В 1998 г. весьма почтенный в своих кругах мастер художественного слова заслуженный писатель Республики Мордовия А.М. Доронин пишет и издает в Саранске роман «Тени колоколов» (на рус. яз. – Саранск, 2005), за что становится лауреатом Государственной премии Республики Мордовия. В аннотации к роману он пишет, что это:

«повествование о России никоновской эпохи, о трагедии церковного раскола, о решающей роли личности в истории, о принадлежности главного героя к своему народу и, наконец, об отношении нас, нынешних, к событиям XVII века».

Видите, как все четко определено, а потому читатель ждет развития этого тезиса.

На страницах же романа А.М. Доронин Бог весть в каких целях неоднократно смешивает события и участвующих в них лиц, выстраивая причудливые картинки, по его мнению, отражающие реалии XVII в.; коммуникационные ряды действующих в романе персонажей, как правило, ориентирует на переживание банальных плотских, приземленных бытовых страстей, а духовно-интеллектуальную рефлексию подменяет авторским эротизмом. Пытаясь передать национальную языческую суть своего народа, автор событийно-линейную канву украшает причудливыми зоо-антропоморфными пассажами (например, с. 159–163, 172–175, 315–325, 332–335 и т.д.).

Осознав весь ужас случившегося, мне не осталось ничего иного, как довольно жестко отреагировать гражданским отзывом на книгу, заключив его словами:

«Вспоминая великий роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” и известный тезис “рукописи не горят”, напомним, что речь идет о Логосе, открывающемся миру и просвещающем этот мир. И лишь логосные рукописи имеют свое бытийствование. И лишь Логосом они нетленны. Иным же участь по их сущности – небытие – будут пожжены и лишены формы, в которой они явились миру. Так же вспомним и булгаковского писателя Ивана Бездомного с его саморефлексией в отношении своей поэзии. Соразмышляя над “Тенями…”, по аналогии заключим: для “всех нас” было бы лучше, если бы А.М. Доронин не только не умел держать перо, но и был нем».

Поясню, почему позволил себе столь жесткую оценку художественного произведения как акта творческой интерпретации исторического события.

Любой автор из академической будь-то научной или художественной среды концептуализирует – в создании образов исходит из конструирования историософской модели, гносео-аксиологическая основа которой удерживает всю систему образов, явлений, процессов, будь они историческими или выдуманными – не имеет значения, в их логической непротиворечивости. Так задается база для достоверности – тех результатов, которые мы принимаем, а затем с ними соглашаемся или отвергаем. И других вариантов в жизни нет!

Думаю, очевидно, что для участников академического творчества – художественного или научного – важно сохранить единство

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>