крест нательный деревянный

03.05.2012

Деревянные кресты у коми старообрядцев...

Оглавление
Деревянные кресты у коми старообрядцев...
Страница 2
Страница 3


Отметим, что в фольклоре коми ме­талл является устойчивым атрибутом образов обитателей иного мира (металлическая одежда, стоячие медные глаза, железные детские люль­ки и игрушки т.д.)- Как правило, для усопшего изготовляется специальный пу перни (деревян­ный нательный крест), гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи погребаемого (так же не завязывает­ся, а укладывается вдоль тела покойного натель­ный пояс). Если по какой-то причине не удаёт­ся поместить пу перна в гроб во время похорон, то впоследствии такой крестик хранят в красном углу дома как память об умершем. У коми счи­тается, что в красном углу нельзя хранить на­тельные кресты живых людей У печорских коми покойницкий нательный крест изготовляют из сердцевины черёмухи (льом пу) или осины (пи пу), обладающих тёмно-ко­ричневым или красноватым оттенком. Так, например, в д.Лемты на р.Печора изготовлени­ем нательных крестов с помощью специальных металлических печаток занимался до середины 1980-х годов Николай Григорьевич Мартюшев. В поверьях коми образ черёмухи включается в символический ряд лиственных деревьев, кото­рые наделяются преимущественно негативны­ми характеристиками, что го многом обусловле­но естественными свойствами их древесины, непригодной, как традиционно считается, для жилых построек из-за хрупкости и лёгкой под­верженности гниению без определённой обработки. Символическая оценка этих природных качеств наглядно представлена в одном из коми названий черёмухи — куль льбм пу - буквально «нечистое, принадлежащее чёрту, дерево». От­метим, что в традиционной обрядности коми черёмуха выступает погребальным деревом. У детских коми под черёмухой, растущей на тер­ритории усадьбы, проводят поминки по всем усопшим пожилые люди, которые уже не могут посещать кладбище и церковь. У печорских и ижемских коми черёмуху сажали на могилы некрещёных младенцев, которых, как прави­ло, хоронили не на кладбище, а рядом с до­мом. Об осине у печорских коми старообрядцев говорят: это некрещёное дерево, потому что всё время шевелится (17). Негативное отношение к осине мотивируется и коми фольклорными тек­стами апокрифического характера: «Когда Гос­подь ехал в Иерусалим, он проезжал мимо оди­нокой осины. Шелест листьев осины испугал осла, на котором сидел Господь. Осёл отско­чил в сторону, и Господь упал. Встав, Господь проклял осину: "Во всякое время да будут ше­лестеть листья твои — не будет покоя для них! " Вот с тех пор хоть тихо, хоть ветрено — всё время шелестят листья осины» (18). В народных преданиях коми осина связывается и с именем Иуды: «Иуда, который предал брата своего, скрылся в лесу, чтобы удавиться. На многих деревьях пробовал удавиться Иуда, но все они не выдер­живали - ломались. И только осина не согну­лась и не сломалась. А Господь намеревался про­стить Иуду. Вот потому и проклял Господь это дерево — за то, что дало возможность Иуде умерт­вить себя» (19). Соотнесение образа осины с концептом движения в нижний мир угадывает­ся в традиции печорских коми повязывать погре­бальные полотенца на ствол осины, растущей на территории кладбища, а также в традиции удорских коми оставлять по завету одежду боль­ного человека на стволе осины, растущей у свя­щенного озера Келляты (20). Подчёркивая нечистую природу осины, у керчемских коми го­ворят: колдовских кукол обычно делают из оси­ны, а добрых из берёзы и сосны (21). Отноше­ние к осине как к нечистому, поганому дереву, древесина которого традиционно считается мало­пригодной для жилых построек из-за мягкости и лёгкой подверженности гниению, характерно для многих народов европейского северо-востока (22). У вычегодских коми старообрядцев при из­готовлении деревянного нательного креста отда­ют предпочтение можжевельнику (туся пу). В с.Керчемья вплоть до конца 1970-х годов такие нательные кресты изготовлял Иван Кузьмич Самарин (1898—1979). Считается, что можже­веловый крест, подобно можжевельнику, явля­ется надёжным оберегом от болезней и порчи для любого человека. При этом обращается вни­мание на устойчивый специфический аромат. исходящий от такого креста (23). По данным В.П.Налимова, можжевельник применялся у коми для предотвращения прихода болезни в дом, а также для изгнания её из дома и тела больного человека; можжевельником окуривали предметы для снятия с них порчи (24). В фольк­лоре коми одним из волшебных атрибутов Перы-богатыря выступает лук, сделанный из ствола .можжевельника (25). В молитвенных ритуалах и погребально-поминальной обрядности коми хвоя и смола можжевельника используются наряду с ладаном. У летских коми зафиксирована традиция использования разветвлённого ствола можжевельника в качестве вертикального «жи­вого» остова для намогильного креста. Воспри­ятие можжевельника как священного растения и оберега от нечистой силы, вероятно, во мно­гом основано на реальных бактерицидных и бальзамических свойствах этого дереве., хоро­шо известных у многих народов. До настоящего времени плоды и хвоя можжевельника ши­роко используются в быту у коми для стерили­зации деревянной молочной посуды, в каче­стве компонента при консервации продуктов, а также для удаления неприятных органичес­ких запахов из жилого помещения. Так же как и на Русском Севере и у вепсов Заонежья, у коми можжевеловое дерево нередко называют «верес» или «вереск».

 

По свидетельствам информантов, в про­шлом нательные кресты для повседневной практики у вычегодских коми делали из берёзы, в случае, если не было возможности приобрести металлический. При этом берёзовый крестик шлифовался до такой степени, что на свету от­ливал серебристым металлическим цветом (26). По данным фольклориста О.И.Уляшева, у вы­чегодских коми считается, что можно точно оп­ределить, из какой породы дерева нужно делать крест для того или иного человека. О правиль­ности выбора судят по направлению перемеще­ния деревянного крестика, укреплённого на запястье с помощью повязки. Отмеченный риту­ал, вероятно, связан с представлениями о том. что у каждого человека есть ас пу — своё дерево (27).

 

Рассмотренный выше материал позволяет предположить, что посредством выбора опреде­лённой породы дерева могло подчёркиваться функциональное назначение деревянных крес­тов и резных икон, которые выступают обере­гом живого человека либо маркёром сопричаст­ности иному миру.
Шарапов В.Э.

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>