как делают крестик издерева

24.05.2012

 
 

В.Г. Кондратьева

   В.Г. Кондратьева

   Изделия из дерева


В собраниях музеев Архангельской области наследие Соловецкого монастыря представлено, в частности, памятниками скульптурной резьбы XVII - начала XX в. и довольно большим количеством бытовых предметов из дерева. Они поступили в музеи разными путями. В основном это сборы у населения так называемой паломнической продукции - деревянных резных крестиков и образков, деревянной посуды и ложек, специально производившихся Соловецким монастырем для посещавших его богомольцев. Небольшую часть составляют археологические находки на территории Соловецких островов. Несколько крестов поступили в собрание самого старого в области музея - Северного краевого - в 1920-е гг. из Архгубфинотдела и Архангельского епархиального древлехранилища.

Из Архангельского епархиального древлехранилища поступил крест, находившийся ранее в церкви села Вирмы Кемского уезда Архангельской губернии. Как и на многих крестах соловецкого происхождения, в нижней его части - живописное изображение святых Зосимы и Савватия Соловецких и Филиппа, митрополита Московского (кат. 326). Аналогичные соловецкие кресты второй половины XVII в. находятся в собраниях центральных музеев.

Среди предметов, поступивших из Архгубфинотдела, - крест из Макарьевской пустыни Соловецкого монастыря, изъятый в 1923 г. для передачи в Архангельский музей комиссией отдела музеев Наркомпросса во главе с Н.Н. Померанцевым (кат. 327)1. Он датируется второй половиной XVII в. и относится к типу так называемых поклонных крестов. Поклонные кресты и кресты-иконы с изображением Голгофского креста и резными надписями-криптограммами были широко распространенны на Севере. Они находились в интерьерах церквей и часовен, устанавливались над их входами, в крестьянском доме помещались в красном углу в киоте или просто ставились на полку в божнице. Известны случаи, когда крест крепился над входом в хозяйственный двор крестьянского дома-двора2. В старообрядческой среде вплоть до начала ХХ в. такие кресты врезали в надмогильные столбики - голубцы.

В Соловецком монастыре поклонные кресты, служившие молельными образами, находились в интерьерах часовен, устанавливались на наружной стене над их входами3. Были они и в кельях, являясь личным имуществом монахов, а также могли крепиться над входом в келью, как это видно на фотографии конца XIX - начала XX, на которой изображена келья настоятеля монастыря игумена Филиппа в Филипповской пустыни Соловецкого монастыря4. Поклонные кресты были и в многочисленных помещениях Соловецкого монастыря. В монастырских отводных книгах плотницкой службы XVIII в. упоминается крест, находившийся над входом в мастерскую: "С приходу на крыльце над дверьми крест резное"5.

Часовня игмена Филиппа в Филипповской пустыни.
Фото А.А. Поплавского, 1919.
Собрание АОКМ

Деревянные резные иконы и кресты, ставившиеся над воротами и входами, по наблюдениям Н.Н. Соболева, были более крупного размера и более грубой работы, так как расстояние от иконы или креста до глаз молящегося всегда принималось во внимание резчиком6.

Крест из Макарьевской пустыни, по описи 1923 г., "находился в жилых корпусах", то есть в интерьере. Но некоторая массивность и грубоватая обработка оборота креста дают основания предполагать, что он, возможно, ранее использовался как экстерьерный или был изготовлен для такого использования. Его аналог - другой крест, золоченый по левкасу, - образец келейного креста, личного имущества монаха (кат. 328).

Отводные книги денежной казны Соловецкого монастыря 1689 г. фиксируют значительное количество находившихся там крестов. Наиболее ценные - с резными распятиями и живописью - имеют краткое описание: "Крест резной покрыт красками в лицах, распятие Господне в средине, вверху образ Живоначальной Троицы резное"7. "Крест Господен, а на нем писано Распятие резное, во главе писано нерукотворный Спасов образ, венец серебряный, резной, позолочен", "Два креста на них Распятие Господне резное, у одного в главе образ Живоначальной Троицы резное, а на них святые разные"8. Основная же часть записей составлена в краткой форме и содержит указание на количество крестов: "В верхней палате сорок два креста писаны краски, да тридцать крестов средних писаны серебром, шестнадцать крестов резных на красках, а вверху писаны Спасов образ и Богородицы… два креста, один на кости резан, белых сорок осмь крестов"9.

Крест над входом дома-двора. Поморье.
Фото 1910 г.
Собрание РЭМ

Резьба по дереву издавна считалась самым достойным монастырским послушанием. Согласно исследованиям Н.В. Мальцева, в XVII в. в Соловецком монастыре было много мастеров, известных до пострижения в монахи своими работами в Новгороде, Москве, Великом Устюге, Холмогорах и Сольвычегодске. Резчики жили отдельно от монахов в обширной деревянной келье у Святых ворот, принадлежавшей ранее Авраамию Палицыну. Здесь, начиная с середины XVII в., селились постриженные в монахи резчики из Вологды и Устюга10. После пострижения мастера деревянной скульптуры, даже те, кто работал в крупных формах монументальных изображений, переключались на изготовление крестов, иконок и других произведений мелкой пластики11.

Каждый резчик привносил свои, привычные ему формы, композиции, технологические приемы. Почти все известные соловецкие кресты XVII в. имеют форму, близкую крестам Вологодского края, - выемки у средокрестия и прямоугольные вырезы на верхних и нижних углах вертикальной ветви креста. Наиболее ранние вологодские кресты такой формы датируются 1570-ми гг.12. Подобные кресты изготовлялись в Кирилло-Белозерском монастыре в XVI в.13. Вологодские и кирилло-белозерские кресты могли служить образцами для соловецких резчиков. Наверное, этими двумя фактами можно объяснить близость формы соловецких крестов крестам, происходящим из вологодского края.

В монастыре работали также резчики из мирян. В 1702 г. в монастырской резной избе "осталось зимовать" два резчика - Панфил Ларионов и Афонасей Левонтьев14. В 1710 г. единственный оставшийся на зиму "резец" Тимофей перечислен в составе плотницкой службы, насчитывавшей в то время двенадцать человек. О некотором привилегированном положении резчика свидетельствует тот факт, что его имя упоминается вторым, после старосты службы15. Документы, однако, не позволяют определить, работали ли эти резчики по найму или относились к категории "даточных", направлявшихся в монастырь по наряду для работ в различных монастырских службах. До секуляризации (1764 г.) из вотчинных владений монастыря от каждой волости посылались по наряду плотники и "даточные". В XVIII в. для плотницкой службы с каждых 84 душ населения волости посылался один "даточный"16.

В начале XVIII в. резная и токарная мастерские находились при плотницкой службе, располагавшейся за территорией монастыря17.

Кладбище вблизи Соловецкого монастыря
Фото И.Ю Соберг, 1908.
Собрание АОКМ

По монастырской описи 1765 г. в плотницкой службе значилось шесть зданий: жилье для плотников и купоров с сенями и чуланами, кухня на каменном фундаменте, токарня и резная, два сарая больших, один сарай малый18.

Во главе плотницкой службы стоял старец из монахов, назначавшийся собором старцев на 2 - 5 лет19.

Вся готовая продукция сдавалась казначею денежной казны. Из Денежной палаты выдавалось мастерам необходимое сырье: дерево, слюда, олово, кость. Для изготовления наиболее ценных икон, крестов, и особенно мелких крестов и образков, использовали кипарисовое дерево, которое монастырь закупал и получал в качестве вкладов20.

Древесина кипариса желтоватого цвета, с сильным смолистым запахом, слабо подвергается гниению и не повреждается насекомыми. Кипарис имеет красивую текстуру, легко поддается обработке. Структура дерева - плотная и достаточно мягкая - позволяет выполнять очень мелкие детали. Исследователь деревянной мелкой пластики Е.В. Давыдова отмечала, что "широкое использование кипариса для изготовления священных предметов помимо важных практических свойств обусловило его символическое значение. Побег кипариса считался частью трехсоставного креста Господня, на котором был распят Спаситель. Легенды о происхождении Древа Честнаго Креста Господня свидетельствовали, что орудие казни Спасителя было изготовлено из ствола дерева, соединившего в себе три сросшихся побега кипариса, кедра и финика. В христианской символике, благодаря чудесному объединению в крестном древе с кедром, олицетворявшем бессмертие, и фиником - символом победы, он приобрел значение "нетленной смерти", то есть воскресения"21.

Кипарис издавна применялся для изготовления священных предметов. Монахи Афона делали из него образки и кресты. В период Средневековья и Нового времени этот материал широко применялся в миниатюрной резьбе Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр.

В каталоге представлен кипарисовый нательный крест в оловянной оправе (кат. 329). Крест найден при расчистке источника в часовне Святителя Филиппа на Большом Соловецком острове. Оловянная оправа креста обычно служила для закрепления слюды. На этом кресте слюда, по всей вероятности, просто не сохранилась. По стилистическим признакам крест датируется второй половиной XVII в. Его близкий аналог - крест из собрания Архангельского областного краеведческого музея, имевший раньше слюдяное покрытие (кат. 330).

Крест параманный
Начало XX в. Оборот с надписью. Собрание СИХМ (кат. 342)

Традиция использования в кресторезном деле Соловецкого монастыря слюды отмечается в документах XVII в. В отводной книге денежной казны 1689 г. упоминаются кресты со слюдой: "Крест в киоте резной за слюдою", "два креста деревянных за слюдою"22).

В XVII в. Соловецкий монастырь владел слюдяными копями в Керецкой волости. Слюда использовалась "про монастырский обиход" для изготовле

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>