крестик 17 века описание

29.06.2012

ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНГИ И ПУБЛИКЦИИ.

 
     
  Главная  
     
     
  Роман-хроника "Изгнание"  
     
     
  Остроги  
     
     
  Исторические реликвии  
     
     
  Исторические документы  
     
     
  Статьи  
     
     
  Книги  
     
     
  Первопроходцы  
     
     
 

ЕЩЕ РАЗ О ЛИТЫХ КРЕСТАХ – ТЕЛЬНИКАХ КОНЦА XVII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА (к вопросу о старообрядческих крестах)

 
     
 

 

Г.Х. Самигулов

ЕЩЕ РАЗ О ЛИТЫХ КРЕСТАХ – ТЕЛЬНИКАХ КОНЦА XVII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

(к вопросу о старообрядческих крестах)*

 

Крест как основная святыня и символ христианства в последние годы вновь стал объектом самого широкого интереса. С одной стороны, довольно значительное число людей желает знать историю православного символа вообще и отдельных его изображений; с другой – исследователи, в условиях социального заказа на изучение истории православия, – в том числе православной символики, искусства ит.п., – публикуют значительное количество работ, посвященных проблемам типологии, истории отдельных производственных центров, традициям культового литья. При этом далеко не все аспекты развития символики и ее использования в разные периоды изучены в полной мере. Одним из вопросов является реальность бытования в XVII – XVIII вв. двух групп крестов – тельников старообрядческих и никонианских Точнее, вопрос вроде бы решен, – считается, что существовало четкое различие между крестами – тельниками, использовавшимися старообрядцами, и крестиками, которые носили сторонники официального православия. Попробуем разобраться, насколько это соответствует реальности

Тема интерпретации конфессиональной принадлежности крестов-тельников важна, но нескольким причинам:

1) это одна из самых многочисленных категорий находок при археологическом исследовании некрополей позднего времени, а именно кресты сегодня служат основным признаком, на основании которого многие погребения и кладбища определяются как старообрядческие,

2) тот или иной вариант ответа на поставленный выше вопрос, позволяет по-разному оценивать воздействие церковных постулатов на повседневную, бытовую сторону официального православия XVIII в., по крайней мере, в той степени, в которой это касается иконографии тельников;

3) остается непонятным, куда же исчезли практически все никонианские кресты-тельники ХѴІII – ХІХ вв.? Почему их практически нет в коллек-[203]циях музеев? Я уже обращался к теме старообрядческих тельников (Самигулов Г.Х., 2004; Самигулов Г.Х . 2005а; Самигулов Г.Х., 2007) но есть необходимость более подробно рассмотреть этот вопрос, в силу его важности для правильного восприятия развития русского погребального обряда, а в широком смысле истории бытовой православной культуры вообще.

О необходимости детального изучения нательных крестов, как археологического источника писал В.И. Молодин. выделяв два подхода – искусствоведческий и исторический (2002 - С. 99). Представляется, что при решении вопроса определимости старообрядческих крестов нужно учитывать еще и психологический момент, поскольку проблема давно заключается не в недостатке информации, а в нашем упорном нежелании признать очевидное. В данном случае, наверное, правомерен подход, который можно назвать ситуационным - он подразумевает анализ имеющейся ситуации с металлическими литыми крестами-тельниками XVIIІ в., нарочито абстрагируясь от сложившихся стереотипов и наработок

Как известно, одним из пионеров изучения старообрядческой культуры является В.Г. Дружинин, много сделавший для изучения истории медного культового литья, в том числе поморского. На основании современной ему ситуации, исходя из анализа письменных источников, он определил основные различия между изображениями креста старообрядческими мастерами и последователями официального православия. Если брать упрощенный вариант, то кресты поморского (а поначалу, до XIX века, и федосеевского) согласия содержали титла «ЦАРЬ СЛАВЫ», на крестах последователей официального православия должны были быть титла «ИНЦИ» – Иисус Назарейский Царь Иудеи (Дружинин В.Г., 1993 – С. 107 – 111). Заложенный им подход и сегодня является общепринятым, тем более, что у историков он не вызывает никаких нареканий, прекрасно согласуясь с материалами письменных источников и соответствует видению ситуации, сложившемуся в свете дискуссий, в том числе «о титлах на кресте», как между старообрядцами и сторонниками официального православия, так и в рамках раскола (Христианство, 1995а. – С. 442; Христианство, 1995б. – С. 27. Дружинин В.Г., 1993. – С. 108) С точки зрения формальной логики все в полном порядке: оформление старообрядческих крестов начала ХХ века, как и современных, соответствует требованиям, изложенным в письменных источниках конца XVII – начала XVIII века, а прихожане официальной православной церкви ходят (по крайней мере, в большинстве) с тельниками, на которых изображены титла «ИН ЦИ». Вывод: так оно и сложилось [204] чуть ли не с самого момента раскола и ситуация сохранялась на протяжении 300 лет и даже более.

Таким образом, были выделены «старообрядческие» кресты и очень многие исследователи априори приняли, что эти кресты служили знаком принадлежности к старообрядчеству с конца XVII века до наших дней. Основным признаком старообрядческого креста являются титла «Царь Славы» Эволюция крестов, соотнесение разных типов крестов с половозрастными характеристиками погребенных на исследованных кладбищах все это рассматривалось преимущественно как явления, характерные для старообрядчества, и среди старообрядческих крестов выделяют кресты мужские (рис, 58), женские (рис, 59) и детские (маленькие) (Винокурова Э.П., 1999, – С 334 – 351, Макаров Л. Д., 1990. – С 42) Соответственно, также априори было принято, что кресты последователей официального православия с конца XVII века имеют титла «Иисус Назарейский Царь Иудеи».

Надо сразу отметить, что «никонианскими» крестами – тельниками так подробно, очевидно, не занимаются. Причин этому может быть две первая – официальное православие не так «романтично» и гонимо, как старообрядчество (по крайней мере в конце XVII – середине XIX вв.); вторая весьма малочисленная, сравнительно со старообрядческими, как по количеству, так и по разнообразию, подборка артефактов, что само по себе весьма странно

Перестроечный и послеперестроечный период, всплеск интереса к религии, истории православия и, в том числе, старообрядчества. Плюс к этому празднование 1000-летия крещения Руси. В общем русле изучения православной культуры начинается систематизация материалов, а зачастую представлений о материалах культового медного литья Ярким примером могут послужить два выпуска сборника «Русское медное литье», в

Купить мини оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Продам оборудование для резных свечей

Оборудование:
8 ведерок+ 2 ведерка в подарок для дополнительных цветов,
Размеры 700х400 мм, высота 450 мм.
Размеры ведерка 150х150 мм, высота 300 мм, вместимость 4 кг парафина, подходит для изготовления больших свечей, высотой 25 см.
Материал: нержавейка 1мм.
Мощность тена 1,5 кВт. Нагрев воды занимает 1-1,5 часов.
Стоимость 30000 рублей!

Доставка и оплата

Наложенным платежом при получении (получается подороже, так как почта берет деньги за перевод и мы страхуем посылку на полную сумму).

Транспортной компанией отправка осуществляется по 100% предопалате, доставку вы оплачиваете при получении по тарифу транспортной компании. 

Доставка свечного оборудования для плазменной резки возможна в любой регион России и ближнего зарубежья.

Доставка осуществляется через транспортные компании ПЭК, Автотрейдинг, Деловые линии.

Города для доставки:

  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Ярославль
   
  
Валуйки, ул. Октябрьская 1
 
 
Корзина товаров пуста

Папе с 23 Февраля от детей - песня

Папе с 23 Февраля от детей - песня

громкость
00:10
 
идет воспроизведение...
Отправить поздравление
Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Телефон получателя:

Как правильно: +79101234567

Подарок на 23 февраля

Подарок на 23 февраля своими руками

Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый

 
Конструктор. Модель храма, подарочная коробка. Цвет синий, желтый
Артикул: 13520
Количество в упаковке: 1
Издательство: ООО ``Горлица``
Все книги этого издательства

Вес, гр: 890

Деталей: 260
Из набора можно собрать 5 моделей храмов
В комплекте: элементы конструктора, цветная брошюра со схемами сборки модели.

Цвет: ЖЕЛТЫЙСИНИЙ


730.00 руб.

http://www.blagovest-moskva.ru/item8018.html?from_partner=angel4495

 

Яндекс.Метрика
GetCode(); $links = $Uniplacer->GetLinks(); if($links){ foreach($links as $link){ echo $link.'
'; } } ?>